Ингеборга Дапкунайте: «Съемки для меня важнее готового материала»

Интервью

На днях в Москве состоялись скачки на приз Президента Российской Федерации, победители которых получили призы из рук Ингеборги Дапкунайте. Пока на ипподроме разворачивалось основное действо, актриса рассказала РБК о своем отношении 
к экстремальному спорту, новых проектах и разнице между кино и театром.

Как посол бренда Longines, вы далеко не первый раз на скачках.

Да, вместе с Longines мы были в швейцарском Санкт-Морице, где скачки проходят на льду, несколько раз в Барселоне, на конкуре во Франции и на Королевских скачках в Аскоте.

За это время вы начали разбираться в конном спорте?

Местами — да, местами — нет. (Смеется.)

А сами пробовали ездить на лошади?

После окончания консерватории у меня был свободный месяц, и я записалась на курсы верховой езды в Вильнюсе. Не помню, когда последний раз сидела на лошади, но вообще я могу!

Приходилось использовать это умение в кадре?

Да, правда, я чуть не сбила камеру…

Что это был за фильм?

Это было очень давно, кажется, на съемках «Электронной бабушки».

Такие съемки относятся к разряду экстремальных. Ваш новый проект — «Матильда» режиссера Алексея Учителя — пополнил этот список?

Нет, там у меня всё-таки роль царицы, и вместо экстрима были дворцы и прекрасно выстроенные павильоны. Вообще этот проект ассоциируется у меня с мастерством режиссера и той атмосферой, которая была им создана. Съемки у Алексея Учителя — работа, которая имеет все шансы называться искусством. Но о фильме всегда трудно говорить, пока он не вышел.

По вашему опыту, атмосфера на площадке влияет на результат?

Если честно, нет. Атмосфера зависит от очень большого количества факторов, поэтому ее влияние на результат непредсказуемо. Но сами съемки для меня важнее готового материала, потому что работа — это здесь и сейчас, а когда фильм выходит, я уже занята в другом проекте.

В театре у вас есть разделение на процесс и результат? Ведь финал — спектакль — это тоже «здесь и сейчас».

Пока ты находишься на сцене, действие нельзя считать законченным. В театре вообще нет финальной точки; спектакль постоянно меняется. Мы не можем быть одинаковыми, каждый раз выходя на сцену, и я лично нахожу в этом главную прелесть театра.

Спектакль «Жанна» по пьесе драматурга Ярославы Пулинович в Театре Наций, где вы играете главную роль, в скором времени должен лечь в основу фильма, который станет режиссерским дебютом Евгения Миронова.

Это пока только в планах, а я не люблю о них говорить. Сейчас я занята в другом проекте — сериале «Мост» компании WeiT Media, который снимается в Санкт-Петербурге. Это ремейк одноименного шведско-датского сериала, в котором я сыграю вместе с Мишей Пореченковым, а режиссером выступит Константин Статский.

В отличие от Америки у нас еще недавно отношение к сериалам было довольно пренебрежительное...

В Америке оно тоже было таким. Там актеры очень долго делились на тех, кто снимается либо 
в кино, либо в сериалах. А вот в Англии эти прямые всегда пересекались, потому что объемы производства там меньше и актеры очень хорошие.

А как же такие проекты, как «Друзья» или «Твин Пикс»?

Приблизительно с этого момента в Америке и начался прорыв. Я долго живу, поэтому знаю, о чем говорю! (Смеется.) В России сейчас тоже начались перемены. Все наши большие режиссеры стали снимать сериалы.

Но опасность подписаться на плохой сериальный проект всё равно остается? Большой режиссер может плохо сработать, и даже самый хороший сценарий нетрудно испортить.

Да, ты никогда не знаешь, в чем будешь сниматься. Только однажды еще до начала съемок я была уверена в успехе проекта: когда мне предложили сняться в «Интердевочке». Я знала, что эта картина изменит судьбы тех, кто к ней прикоснется. Все видели, в каких социальных условиях она создавалась: до перестройки в кино не было и намека на секс, а тем более на проституцию. Даже не знаю, что сейчас может вызвать такой же ажиотаж публики. Мы ездили с фильмом по стране, и я своими глазами видела, как люди висли на заборах и приносили в кинозалы стремянки, чтобы увидеть «Интердевочку». Никогда не забуду людей, с которыми работала на этой картине. Создатели поступили невероятно щедро и поделились с нами прибылью. Хотя легко могли этого не делать, и мы бы всё равно остались довольны.

До конца года, помимо фильма «Матильда», выходит еще одна картина с вашим участием — Bloody Cakes.

Это совсем небольшой проект. Режиссер фильма Ваня Гостев — дебютант, а им надо помогать.

В чем разница работы с маститыми режиссерами и начинающими?

Во всём. Я вообще не очень понимаю, как можно сравнивать двух режиссеров. Они все разные.

А одного режиссера в разные периоды его творчества?

Только тех, с кем я работала несколько раз. Например Алексей Балабанов. Первый раз я снималась у него в фильме «Война», и если говорить об экстриме, то там он был повсюду, начиная от поездки на смену по горным дорогам, когда мы с Сережей Бодровым заматывали лица, чтобы не дышать адской пылью. А второй фильм, «Морфий», уже совсем другая история. Мы снимали по тексту Булгакова, хотя Балабанов сам дописывал сценарий. Как он говорил, «буквы — мои». И учить «буквы» Балабанова было большим удовольствием. Он всегда знал, что пишет, что хочет, куда ведет сцену и весь фильм, видел композицию кадра. Первая совместная работа с ним была знакомством,
 а вторую я могу назвать только творческим счастьем. Я не знаю ни одного человека из тех, кто работал с Лешей и остался к нему равнодушным. Бывает, люди прикидываются художниками, а Леша был художником и жил своим делом.

Вы ведете статистический учет своих работ? Знаете количество фильмов, 
в которых снимались?

Нет, но кто-то из журналистов сказал мне, что их около семидесяти. К своему стыду, некоторые фильмы я уже не помню. (После паузы.) Хотя смотрите: первая картина с моим участием вышла 
в 1984 году. Получается в среднем по два фильма в год. Не так уж и много! (Смеется.)

В актерской карьере количество вообще не синоним качества. Что, как вам кажется, определяет успех в этом деле?

Отвечу очень хорошим английским выражением: «You're only as good as your last job».

Также читайте

The Longines Master Collection